Акционерное О-во Гранберг в Стокгольме. Как швед Карл Гранберг стал крупнейшим производителем открыток с видами российских городов
Все, кто интересуется краеведением, знают, что гарантированный и наиболее частый источник изображений российских городов начала ХХ века — это почтовые открытки.
Известны и их производители, особенно крупные, ведь очень часто имя издателя или название издательства печаталось на лицевой стороне почтовых карточек. Правда, далеко не о всех предпринимателях, производивших открытки до Первой мировой войны и революции, есть достаточное количество общедоступной информации.
Среди них — компания Гранберг, чьи карточки очень часто попадаются в музея, букинистических лавках и на интернет-аукционах, и конечно же, в частных коллекциях. Есть у Акционерного общества Гранберг и открытки с видами Томска.
В 2018 г. вышел сборник методических материалов IX научно-практического семинара по истории почты и филателии «Почтовая марка и почтовая карточка: творцы, издатели, коллекционеры». В статье «Издатели дореволюционных фотооткрыток с видами Санкт-Петербурга» Виталия Третьякова, президента Санкт-Петербургского Клуба любителей истории открыток, Гранбергу был посвящен совсем небольшой фрагмент:
«Кроме немецких фирм, которые были и остаются на сегодняшний день лидерами европейской индустрии открыток, петербургский рынок активно осваивали издатели, работавшие в странах Северной Европы. Первым из них был Карл Густав Гранберг. В возрасте 25 лет он поступил в фирму Хауссе В. Тиллберга «Художественные промыслы» в Стокгольме, которая занималась изданием открыток. Гранберг купил ее через шесть лет, и она стала носить его имя. По мере расширения своего производства он наращивал выпуск открыток для России, где подолгу бывал с деловыми поездками. Несмотря на то что Гранберг издавал открытки и для других стран Европы, основу его благополучия составляли заказы из разных, подчас даже очень далеких уголков Российской империи».
Все остальные упоминания Гранберга, в основном, попадаются только в формате подписей к изданным им открыткам. Но осенью 2022 года на сайте шведского хутора Ворднес вышла большая статья Вейне Эдман, посвященная известному уроженцу этих мест — как раз Карлу Густаву Гранбергу. Она значительно дополняет историю шведского издателя открыток.
Ворднес находится в получасе езды к югу от Линчёпинга, «авиационной столицы» Швеции, неподалеку от озера Роксен. Расположенный на главной дороге, ведущей с юга в столицу — Стокгольм — город был крупным шведским торговым центром. Сейчас он является седьмым по величине городом Швеции и центром лена (шведской административной единицы) Эстергётланд, куда входит и Ворднес.
Ниже мы публикуем перевод статьи Вейне Эдман «Как крестьянский мальчик Карл Гранберг из Сетры стал королем открыток и консулом Кубы»
Как крестьянский мальчик Карл Гранберг из Сетры стал королем открыток и консулом Кубы
Карл Гранберг родился на одной из дюжины ферм в деревне Сетра (в лене Эстергётланд — прим. ред.) в январе 1865 года. Он был седьмым из одиннадцати детей члена совета Ларса Петтера Гранберга и его жены Кристины. Все братья Карла — Пер Альфред, Вильгельм, Оскар и Людвиг — стали фермерами.
Но он пошел по совершенно другому пути – пути бизнесмена – и с большим успехом. Карл стал ведущим игроком в одной из прорывных индустрий конца 1800-х - начала 1900-х годов — поздравительных и видовых открыток.
В возрасте семнадцати лет он начал работать офисным помощником в Линчепинге. Кто был первым работодателем начинающего клерка, неизвестно. Но у юноши из Сетры, вероятно, была возможность проявить свои таланты в продажах. В 1885 году он уже работал коммивояжером у известного книготорговца Хассе В. Тульберга (мы использовали именно такую транскрипцию имени издателя, она чаще попадается в русскоязычных изданиях — прим. ред.).
Х.Тульберг около десяти лет руководил книжным магазином П. М. Сальстрема в Линчёпинге, где он также начал печатать и продавать бланки, формы и т. д. для более крупного рынка, чем Линчёпинг. Предприимчивый книготорговец также хотел воспользоваться растущим интересом к отправке открыток.
Их можно было посылать за 5 эре, что составляло половину почтовых расходов. Одна сторона была зарезервирована для адреса получателя. На другую помещали красивую или забавную иллюстрацию и иногда оставляли небольшое место для приветствий и сообщений.
В Стокгольм
Именно такие открытки, первоначально называвшиеся «цветочными», 20-летний Карл разъезжал и продавал торговцам книгами, бумагой и т. д. Их он сбывал не только в Швеции, но и в соседних странах, в том числе, и в России.
В 1888 году Тульберг оставил свою жизнь продавца книг в Линчёпинге и переехал в Стокгольм, чтобы развивать там свой типографский и издательский бизнес. Уже в 1890 году ему пришлось за стольким следить, что Тульберг решил выделить растущий открыточный бизнес в отдельную компанию — Tullbergs Konstindustri Aktiebolag. Генеральным директором, а также владельцем 25% акций компании, стал его 25-летний сотрудник Карл Гранберг. Он тоже переехал в Стокгольм.
Типография Хассе Тульберга в Стокгольме, на улице Кунгсхольмен у Кунгсброна — вывеска на здании справа
Бизнес рос и развивался. Чистые открытки издателя продавались в Азию и Америку. Карточки с пейзажами, городами, церквями и замками становились все более крупным продуктом.
Литографированные изображения вскоре вытеснились фотографиями, хотя время цветных снимков еще не пришло.
Трещина в отношениях
Бизнес шел хорошо. А вот отношения Гранберга и Тульберга дали трещину. В неопубликованном черновике воспоминаний о Тульберге и его компании утверждается, что Гранберг угрожал переехать в Берлин и оттуда управлять собственным издательством открыток. В чем была суть конфликта, там не сообщается.
Изменения происходят и в личной жизни Карла. Весной 1895 года он женится на Терезии Херцог. Свекор Карла — Педер Мозес Херцог, предприниматель-переплетчик, эмигрировавший из Германии, еврей по происхождению, принявший лютеранскую христианскую веру. Говорят, что Херцог считался одним из самых богатых людей в стране. Свадьба проходит в немецкой церкви, но на самом деле ее также празднуют в богадельне прихода Ворднесс.
Тем временем, Хассе Тульберг устал от перетягивания каната с Гранбергом и в 1896 году передал ему свои акции открыточной компании. Она была переименована в Granbergs Konstindustri Aktiebolag. На многих продаваемых открытках появилось и сокращенное название — GKA. Хотя сюжеты на карточках были шведскими, открытки, в основном, печатались в Германии. Продажи увеличивались из года в год. А Стокгольмская выставка 1897 г. (Общая художественно-промышленная выставка Стокгольма — прим. ред.) дала дополнительный импульс этому интересу.
Стать консулом
В последующие годы Карл Гранберг получил такую хорошую прибыль, что Тульберг (согласно упомянутому выше проекту), мог бы сожалеть о том, что продал свое «золотое яйцо» Гранбергу. Но Тульберг не страдал. Его бизнес тоже великолепно развивался.
Успехи Карла привели к тому, что он был удостоен ордена Вазы (шведский королевский орден гражданских заслуг — прим. ред.) в 1902 году и ордена Полярной звезды (еще один шведский орден гражданских заслуг — прим. ред) в 1905 году.
С 1904 года Гранберг получил титул консула. Куба, освободившаяся на рубеже веков от Испании, нуждалась в представителе, консуле в Стокгольме. Эти обязанности и были возложены на Карла Гранберга — теперь в торжественных случаях он мог облачаться в консульскую форму.
Хотя издательство открыток Гранберга считалось вторым по величине в мире, множество конкурентов у него было и дома, от больших до маленьких. Ведь выпустить открытку было под силу любому фотографу. Даже такой фотохудожник, как Якоб Бергин здесь, в Ворднесе, производил и продавал открытки (видимо, речь здесь идет о фотохудожнике локального значения Jacob Bergin, работавшем в начале ХХ века в шведском местечке Ворднес — прим. ред.).
Сильные позиции Гранберга были продемонстрированы, в том числе, на Олимпиаде в Стокгольме в 1912 году. Там его компания имела эксклюзивные права как на фотосъемку соревнований, так и на продажу открыток посетителям.
Хорошие времена ушли
Компания Гранберга имела сильные позиции в России и странах Балтии. Но в 1917 году в России произошла революция, даже две. Вторая из них, Октябрьская революция большевиков, положила конец бизнесу Гранберга, как и всех остальных иностранных компаний в стране.
Говорят, что у Гранберга была квартира в Санкт-Петербурге. Она, как и все остальные активы, была потеряна. Хорошие времена закончились. Помимо событий в России, на бизнес повлияли и последствия Первой мировой войны в Европе.
Компания была преобразована в Granbergs AB. В 1921 году сообщалось об ее убытках. В том же году супруги Гранберг и младшая дочь переехали из большой квартиры на [набережной] Страндвеген (престижный бульвар вдоль моря, сооруженный в Стокгольме во второй половине XIX в. — прим. ред.) в вероятно, меньшую квартиру на Хьортагсвеген (район столицы, бывший в начале ХХ века сельской местностью, начало его застройки пришлось как раз на конец 1910-1920-е г. — прим. ред.). Три старшие дочери уже вышли замуж и уехали из города.
В том же году Карл Гранберг стал генеральным консулом Болгарии. А два года спустя, в 1923 году, он перенес инсульт и умер в возрасте 58 лет.
Вейне Эдман, октябрь 2022 г.
Источники:
- Статьи Горана Хейтца в Postryttaren (ежегодник Почтового музея в Стокгольме - прим. ред.), 2012 и 2021 гг.
- Неизданный черновик Хельге Кона о Хассе В. Таллберге, 1971 г. (архив Центра истории бизнеса).
- Благодарности автора Нине Гранберг, Сальтшо-Бу, которая разыскала вышеупомянутые записи и предоставила фотографии из семейных альбомов, а также Андерсу Куллу, который предоставил фотографии. И Нина, и Андерс — кузены, правнуки брата Карла, Оскара Гранберга.