Серьезный объект. Как устроен пункт финальной изоляции радиоактивных отходов
Сегодня Кириллу повезло: в выходные папа снова взял Кирилла с собой на съемку. Рано утром они отправились в поселок Самусь к северу от Томска и почти весь день провели на местных озерах. В осеннем лесу густо пахло зрелой травой, мокрым деревом и тиной. Пару раз: хрустя валежником, Кирюша спугнул мелких лесных птиц. В третий раз, почти на берегу озера, шумно всплеснув крыльями, от него шарахнулась утка. На обратной дороге, когда машина шла по Кузовлевскому тракту, папа махнул рукой в сторону леса справа и сказал:
— К Северску подъезжаем, помнишь, я рассказывал вчера? Скоро здесь будет большая и очень интересная стройка.
Сложные объекты
Промышленная жизнь любого города состоит из множества разных элементов. Как устроены изнутри эти организмы, какими процессами связаны и как взаимодействуют друг с другом? В этом важно разбираться и важно понимать, почему происходят те или иные события. Например, ядерные технологии позволяют человечеству получать много относительно недорогой, экологичной и крайне востребованной на рынке энергии. Но при этом, как и в любом производстве, необходимо решать вопрос с образованием отходов. Многие из таких радиоактивных отходов тысячелетиями будут оставаться радиационно опасными для живых организмов. И даже если в будущем люди решат отказаться от использования атома для производства электроэнергии, уже накопленные отходы все равно придется хранить, надежно изолируя их от окружающей среды. К тому же без использования радиационных технологий в медицине, комплексах безопасности и во многих других отраслях промышленности, представить будущее уже невозможно.
Какие отходы будут изолировать в Северске?
В северском хранилище будут размещать средне, низко- и очень низкоактивные радиоактивные отходы (РАО) отходы деятельности СХК и те отходы, которые образуются в «Опытно-демонстрационном центре вывода из эксплуатации уран-графитовых реакторов». Также в Северск будет приезжать небольшое количество радиоактивных отходов 3 и 4 класса из других регионов Сибири. Необходимых геологических условий для окончательной изоляции РАО в Томской области не обнаружено, поэтому эти виды РАО покинут регион.
3 и 4 класс отходов: что это?
Это обычные предметы, которые соприкасаются на предприятии с радиоактивными элементами и, как результат, содержат их на себе: спецодежда сотрудников, инструменты, фильтры для вентиляционных систем, разнообразное оборудование, резинотехнические изделия, строительный мусор. Все эти предметы нельзя просто выбросить на городскую свалку. Во всех странах мира, использующих радиационные технологии, их перерабатывают, упаковывают и изолируют на долгое время. В российской классификации классов РАО всего шесть. Строить пункт финальной изоляции перчаток или инструментов в каждом регионе страны дорого и не всегда возможно с точки зрения условий. Поэтому часть отходов приходится перемещать по стране.
Как устроен пункт финальной изоляции
Главный по безопасности
В 2012 году в России создали специальное государственное предприятие — Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами, сокращенно НО РАО. Деньги на его содержание отчисляют как раз те предприятия и организации, которые создают отходы. Национальный оператор отвечает за создание в России государственной системы экологически безопасной изоляции радиоактивных отходов. Это нужно как раз для того, чтобы исключить потенциальные риски их негативного влияния на окружающую нас среду.
Исторические отходы
После появления ядерных технологий с середины ХХ века в СССР начали накапливаться радиоактивные отходы. Сейчас их так и называют — исторические радиоактивные отходы. Они есть практически на каждом предприятии, использующем радиационные технологии.
Как другие страны решают эту проблему?
В разных странах выбирают разные подходы для изоляции РАО 3 и 4 классов, но самый распространенный и одобренный Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) вариант — приповерхностные хранилища. На данный момент Франция, например, загружает уже второе такое хранилище рассчитанное на 1 млн кубометров, находящееся на территории региона Шампань. Первое хранилище, ёмкостью немногим более 0,5 млн кубометров РАО закрыто в стране около 25 лет назад. Оно находится рядом с городом Шербур. Сегодня за его забором — поля фермеров.
2. Так выглядит корпус сухого хранилища ОЯТ в Венгрии
3. Бочки с РАО до помещения в бетонные саркофаги
4. Диорама комплекса АЭС Пакш, включая сухое хранилище ОЯТ — это корпус с желтыми башнями
Сколько всего?
За все годы реализации советских ядерных программ в России накоплено более 500 млн м3 радиоактивных отходов. Правда, наибольшая их часть находится в местах природного загрязнения, и их, к сожалению, невозможно изъять из окружающей среды. Виной тому — существовавшая на первом этапе работы ядерной отрасли оборонная задача любой ценой создать ядерный паритет с США.
Чужие отходы
В 2011 году в России был принят закон, который содержит прямой запрет на ввоз в страну радиоактивных отходов «в целях их хранения, переработки и захоронения». Единственное, что согласно ему могут ввозить, это отработанные источники ионизирующего излучения, которые были произведены в России и экспортировались для использования. Такая же ситуация и с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), но оно не является радиоактивными отходами. Его необходимо переработать, чтобы извлечь полезные ядерные материалы, а получившиеся при этом РАО должны вернуться в страну, откуда ОЯТ поступило.
Большая сверка
По закону 2011 года, который ввел на территории России современные международные нормы и правила, все радиоактивные отходы должны быть окончательно изолированы от окружающей среды в специальных надежных хранилищах. Если производимые сегодня отходы изолируются за счет предприятий и организаций, их образовавших, то что же делать с «историческими» РАО, появившимися до закона о радиоактивных отходах? В 2012–2013 годах, после создания НО РАО, была проведена ревизия состояния всех мест размещения радиоактивных отходов в стране. Это дало основу для принятия решения, какие РАО могут пока подождать, а какие необходимо как можно быстрее переработать, переупаковать и переместить в пункты окончательной изоляции.
Будущие инновации
Технологий, которые бы обеспечили снижение радиационной активности веществ до безопасных значений, пока, к сожалению, не существует. Методы, которые есть сейчас,— это «наилучшие доступные технологии». Те, с помощью которых можно максимально защитить будущие поколения от вредного влияния избыточного излучения. Безусловно, существует вероятность появления технологий, которые позволят более эффективно утилизировать РАО. А пока они будут храниться в пунктах финальной изоляции, состояние которых год за годом будет подвергаться специальному мониторингу. Главное, что такие пункты уже сейчас обеспечивают экологическую безопасность не только нам, но и всем будущим поколениям жителей планеты.
Пока папа рассказывал, Кирилл наблюдал, как дождевая капля пытается удержаться на оконном стекле. Дождавшись паузы, мальчик спросил:
— Пап, а это не опасно?
— Думаю, что нет. Сейчас у нас технологии находятся на таком этапе развития, что долгосрочное захоронение можно сделать вполне надёжным. Я был в других хранилищах, видел, как они устроены изнутри, разговаривал и с учёными, в том числе томскими, и с экологами. Они говорят о том, что, во‑первых, при соблюдении современных стандартов «консервирования» это безопасно. Да и смотрел данные по нашей области — радиационная обстановка в норме. А во‑вторых, отходы во всем мире, где есть атомное производство, все равно появляются — и незахороненные отходы гораздо хуже захороненных. А старые хранилища всегда проигрывают новым.
— Может, для того, чтобы отходы не появлялись, стоит вообще отказаться от всех этих атомных дел? — нахмурил брови Кирилл.
— Ну, знаешь, отказаться! Между прочим, атомная энергетика чище, дешевле и во‑многом безопаснее других видов энергетики. Те же угольные электростанции или котельные каждый день производят огромное количество отходов. Оксиды углерода и азота, диоксиды серы и азота, бензапирен, сажа, зола, пыль — все это попадает в воздух.
— Да?! — Кирюша переваривал услышанное.
— Да-да! — ответил папа.— Кстати, та часть радиоактивных отходов, которую безопасно захоронить в нашем хранилище не получится, вообще уедет из Северска. У нас будут размещать только то, что не будет влиять на экологию и окружающую среду. Для разных видов отходов — разные виды хранилищ.